История Литвиновки И Померок

26.02.1953. ул. Чкалова, Главный корпус ХАИ (
Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент у цьому розділі
)

7jafeb.jpg


Ещё один похожий снимок здесь.
 
Фотографии с выставки достижений сельского хозяйства, размещавшейся на месте нынешнего сквера в Померках. Датированы 1954 годом.
И вот вопрос. Относятся ли остатки фундамента (цветное фото), которые находятся в зарослях чуть южнее центральной аллеи, к этой выставке, или это нечто более старое? Для деревянных павильонов или больничного сарая такой фундамент излишне мощен, для капитального строения - слишком мал. Хотя, возможно, мы видим не всё. Заметно, что котлован под этот фундамент продолжался ещё и к западу.
 

Вкладення

  • 1361312668993.jpg
    1361312668993.jpg
    182.5 КБ · Перегляди: 593
  • 20190416_162434.jpg
    20190416_162434.jpg
    396.5 КБ · Перегляди: 759
  • 1361312667081.jpg
    1361312667081.jpg
    202.5 КБ · Перегляди: 635
  • 1361312667111.jpg
    1361312667111.jpg
    187.5 КБ · Перегляди: 633
  • 1361312667150.jpg
    1361312667150.jpg
    171.7 КБ · Перегляди: 620
  • 1361312667225.jpg
    1361312667225.jpg
    198.2 КБ · Перегляди: 685
  • 1361312668374.jpg
    1361312668374.jpg
    155.6 КБ · Перегляди: 252
  • 1361312668868.jpg
    1361312668868.jpg
    173.8 КБ · Перегляди: 258
  • 1361312668711.jpg
    1361312668711.jpg
    153.1 КБ · Перегляди: 270
  • 1361312668618.jpg
    1361312668618.jpg
    169 КБ · Перегляди: 279
  • 1361312668526.jpg
    1361312668526.jpg
    168.7 КБ · Перегляди: 262
  • 1361312668457.jpg
    1361312668457.jpg
    165.4 КБ · Перегляди: 255
Вот что ещё интересно. Меня всегда интересовала просека, проходящая от круга трамвая в Лесопарке в сторону больниц. Вот она, хорошо видна на спутниковом снимке марта 2017 года.

]

Дело в том, что вдоль неё стоят столбы. Значит там что-то проходило. Если это раньше была дорога или пешеходная дорожка, то почему она оказалась заброшена?

Судя по этой карте 1938 года на конечной трамвая в Лесопарке был не круг, а

Получается, трамваи поворачивали до 28 больницы, затем разворачивались задним ходом. Возможно даже где-то в конце этой просеки можно найти руины трамвайной остановки.

Ну и совсем из разряда фантазий. Здание, в котором сейчас находится охранная фирма, непосредственно примыкает к торцу просеки. Можно предположить, что там была диспетчерская.

В середине шестидесятых та просека была уже заброшеной и заросшей кустарником. У меня в памяти осталось что она вроде как немного была
углублена . С трамвая через лес все ходили по асфальтированной дорожке от круга и до б.комплекса и к ХАИ. Насчёт деспетчерской, точно не помню, но вроде ближе к зданию клиники стояла полуразваленная будка. Но это не точно, лет много прошло, всего не упомнишь..
 
Это не фундамент старого здания, это остатки басейнов , так говорили что это были бассейны. Там их было не мало.

attachment.jpg


Так же это мог быть фундамент этой и подобных клеток.
attachment.jpg
 
Лекция на ВДНХ, 50-е



9cc01cde3e3b1356513.jpg
 
Вот что ещё интересно. Меня всегда интересовала просека, проходящая от круга трамвая в Лесопарке в сторону больниц. Вот она, хорошо видна на спутниковом снимке марта 2017 года.

gjj3ca.jpg


Дело в том, что вдоль неё стоят столбы. Значит там что-то проходило. Если это раньше была дорога или пешеходная дорожка, то почему она оказалась заброшена?

Судя по этой карте 1938 года на конечной трамвая в Лесопарке был не круг, а поворотный треугольник.

dbc6gb.jpg


Получается, трамваи поворачивали до 28 больницы, затем разворачивались задним ходом. Возможно даже где-то в конце этой просеки можно найти руины трамвайной остановки.

Ну и совсем из разряда фантазий. Здание, в котором сейчас находится охранная фирма, непосредственно примыкает к торцу просеки. Можно предположить, что там была диспетчерская.

сегодня спрашивал у местных, в 40-50хх уже 100% точно не было никакой линии к 28 больнице, но была ветка одноколейка на поселок Жуковского.
 
сегодня спрашивал у местных, в 40-50хх уже 100% точно не было никакой линии к 28 больнице, но была ветка одноколейка на поселок Жуковского.

"Теперь подробнее про 8-ку (именно 8-й маршрут, а не 18-й). Линию построили перед самой войной, есть даже предположение, что в 41-ом ее открыли, хотя точно неизвестно. А вот с 1947 года там уже точно пустили трамвай. Линия была тупиковая с обоих концов и однопутная, с одним разъездом. Ходили два двухсторонних вагона "Х", которые встречались на разъезде. В Лесопарке тупик вплотную примыкал к существующему трамвайному кольцу, там же линия соединялась с основной трамвайной сетью. Далее она шла вдоль Белгородского шоссе, проходя перед Сельскохозяйственной выставкой (колонны, стоявшие на входе на выставку, сохранились и по сей день). Потом поворачивала на нынешнюю Проскуры. Второй тупик был на самом деле метров на 300 ближе, чем кольцо троллейбуса. Проследить там трассу трамвайной линии абсолютно невозможно, потому что раньше вместо многоэтажной застройки был одноэтажный поселок Литвиновка и улица выглядела абсолютно иначе. В 1967 начали реконструкцию района, трамвай убрали, а вместо него соорудили уже существующую трассу троллейбуса. Сначала там ходил 9-й троллейбус от Парка Горького, через пару лет его продлили до центра (нынешняя пл. Конституции), а в 1975 году его переименовали во 2-ой."

Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент у цьому розділі
 
"Теперь подробнее про 8-ку (именно 8-й маршрут, а не 18-й). Линию построили перед самой войной, есть даже предположение, что в 41-ом ее открыли, хотя точно неизвестно. А вот с 1947 года там уже точно пустили трамвай. Линия была тупиковая с обоих концов и однопутная, с одним разъездом. Ходили два двухсторонних вагона "Х", которые встречались на разъезде. В Лесопарке тупик вплотную примыкал к существующему трамвайному кольцу, там же линия соединялась с основной трамвайной сетью. Далее она шла вдоль Белгородского шоссе, проходя перед Сельскохозяйственной выставкой (колонны, стоявшие на входе на выставку, сохранились и по сей день). Потом поворачивала на нынешнюю Проскуры. Второй тупик был на самом деле метров на 300 ближе, чем кольцо троллейбуса. Проследить там трассу трамвайной линии абсолютно невозможно, потому что раньше вместо многоэтажной застройки был одноэтажный поселок Литвиновка и улица выглядела абсолютно иначе. В 1967 начали реконструкцию района, трамвай убрали, а вместо него соорудили уже существующую трассу троллейбуса. Сначала там ходил 9-й троллейбус от Парка Горького, через пару лет его продлили до центра (нынешняя пл. Конституции), а в 1975 году его переименовали во 2-ой."

Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент у цьому розділі

это ж не то. на Жуковский была одноколейка. а обсуждается просека и тупик в сторону коммунара и 28 больницы. по информации от жителя шишковки 1947 года рождения, которая училась в 100й школе(то есть сознательный возраст 1952-...), в сторону коммунара и 28 больницы никакой ни линии ни следов она не помнит, а если цитировать, то не было. помнит разрушенные здания, где стена висит в воздухе, а трамвайную линию одноколейку только на Жуковского.
 
в сторону коммунара и 28 больницы никакой ни линии ни следов она не помнит

Мой отец тоже не помнит линии к "Коммунару". А вот за ветку на Жуки (давно демонтированную) рассказывал не раз.
 
Дело в том, что вдоль неё стоят столбы. Значит там что-то проходило. Если это раньше была дорога или пешеходная дорожка, то почему она оказалась заброшена?

Как вариант - раньше единственным удобным способом добраться до Померок был транспорт, идущий до Лесопарка / Жуков / Пятихаток. Соответственно, все, кому было нужно в Померки, выходили на остановке возле круга трамвая и дальше пешкарили по этой просеке.

Да, помню, что одно время были троллейбусы с конечной на ул. Рудика возле Коммунара, но ХЗ - может, редко ходили, или пересадка на них была неудобной.

Сейчас с транспортом в сторону Шишковки / Чкалова стало получше - соответственно, просека потеряла актуальность. Хотя, когда ещё регулярно ездил общественным транспортом в начале 2010х, пассажиры маршруток на Жуки время от времени спрашивали, как добраться до Померок.
 
Как вариант - раньше единственным удобным способом добраться до Померок был транспорт, идущий до Лесопарка / Жуков / Пятихаток. Соответственно, все, кому было нужно в Померки, выходили на остановке возле круга трамвая и дальше пешкарили по этой просеке.

Но на карте трамвайная линия ведь неспроста показана. Возможно, её начинали строить, но так и не построили в связи с началом войны.

Если там можно было ходить и реально ходили люди, то почему перестали ходить? Скорее всего, она не была предназначена для пешеходов.
 
Мой отец тоже не помнит линии к "Коммунару".

Так не к "Коммунару", если я верно читаю карту. Там если и был, то очень небольшой "аппендикс" строго до больницы в Померках.

Но на карте трамвайная линия ведь неспроста показана. Возможно, её начинали строить, но так и не построили в связи с началом войны.

Зная, как порой безалаберно рисовали гражданские карты-схемы гор. транспорта в Совке - не исключаю, что так причудливо изобразили служебные пути вот этого самого разворотного треугольника (тем более, что точно такой же короткий "аппендикс" нарисован и в сторону Пятихаток)

Если там можно было ходить и реально ходили люди, то почему перестали ходить?

Ну, не то, чтобы перестали совсем - просто сейчас многим стало удобнее добираться до Померок транспортом, который идёт на Шишковку или на Салтовку по Чкалова / Жилярди.

А так - как минимум, ещё в начале 2010х по этой просеке вполне себе ходили в Померки от трамвайного круга / автобусной остановки "Лесопарк"
 
одно время были троллейбусы с конечной на ул. Рудика возле Коммунара, но ХЗ - может, редко ходили, или пересадка на них была неудобной

Чего "были"? 12-ый до сих пор от Клочков по 23-го через Поле и Сокольники-Лесопарк ездит. 17-ый в эту минут в гордом одиночестве по маршруту рассекает. Ну, а 16-ый давно в бозе почил.
 
как минимум, ещё в начале 2010х по этой просеке вполне себе ходили в Померки от трамвайного круга / автобусной остановки "Лесопарк"
Никто там не ходил. Сколько себя помню - всегда там были непроходимые заросли. Ходили и ходят по асфальтированным дорожкам рядом. Вот обозначил дорожки и дороги, по которым ходят, соответственно, оранжевым и жёлтым. Ну и плюс куча тропинок.

29b6cc62342dd6e76d649098.jpg
 
Никто там не ходил. Сколько себя помню - всегда там были непроходимые заросли. Ходили и ходят по асфальтированным дорожкам рядом. Вот обозначил дорожки и дороги, по которым ходят, соответственно, оранжевым и жёлтым. Ну и плюс куча тропинок.

Окей, возможно, мы о разных дорогах :незнаю:

Я об этой (помечена оранжевым) - по ней периодически ходят и до сих пор:
attachment.jpg


А на какой дороге столбы? И как эти столбы выглядят?
 

Вкладення

  • Померки.jpg
    Померки.jpg
    130.4 КБ · Перегляди: 405
Вот по этой просеке столбы. Надо будет сфотографировать, по памяти не скажу как выглядят.

Ну, тогда есть версия, что изначально планировали пробить эту просеку до круга трамвая и сделать цивилизованную пешеходную аллею от круга до Померок.

Потом с этим планом что-то не срослось, а народ начал ходить чуть другой тропкой.
 
Надыбал на "Харькове Транспортном" фрагмент топографической карты 1952 года.
Ни одного намёка на трамвайную линию в сторону Померок :незнаю:

index.jpg
 
сегодня спрашивал у местных, в 40-50хх уже 100% точно не было никакой линии к 28 больнице, но была ветка одноколейка на поселок Жуковского.

Вместе с тем, нашёл ещё вот что:

30 апреля 1931 года введена новая линия «Горпарк — Померки (Авиазавод, сейчас — „Лесопарк“)» по Белгородскому шоссе

Учитывая старое название конечной "Авиазавод", а также тот факт, что это был разворотный треугольник, а не круг, как сейчас - вполне возможно предположить, что пассажиров высаживали действительно ближе к 28 больнице.

То есть, трамвай со стороны парка Горького заворачивал в правый "аппендикс", высаживал пассажиров, водитель переходил в противоположную кабину, ехал в верхний (по карте) "аппендикс" разворотного треугольника, снова переходил в противоположную кабину, и уже ехал прямо в обратном направлении в сторону центра.

Во время войны, полагаю, этот разворотный треугольник был уничтожен, и уже в послевоенное время появился круг трамвая там, где он находится и поныне. Что объясняет отсутствие каких-либо следов трамвайной колеи в сторону Померок на карте 1952 года.
 
Назад
Зверху Знизу