В распоряжении "Ъ" есть письмо, разосланное на прошлой неделе 36 членам Федерального учебно-методического объединения (УМО) по общему образованию (создано приказом Минобрнауки РФ при Российской академии образования, занимается разработкой школьных программ). В документе предлагается оценить доработанную программу школьного курса "Православная культура". Заочное голосование членов УМО заканчивается в среду, 30 ноября. Если они поддержат проект, школы получат федеральные методические рекомендации по изучению "Православной культуры" в 1-11-х классах.
Еще в феврале 2015 года патриарх Кирилл заявлял, что РПЦ предложила Минобрнауки расширить школьный курс "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). Сейчас его изучают в четвертом классе, причем родители могут выбрать один из модулей: светская этика, мировые религиозные культуры, православие, ислам, буддизм или иудаизм. Патриарх заявлял, что отведенных 34 часов недостаточно, и предложил распространить курс на все время обучения в школе.
В июле глава Российской академии образования Людмила Вербицкая разослала членам УМО проект программы "Православная культура", рассчитанной на изучение с 1-го по 11-й класс. Мнения экспертов разделились — так, в Московском педагогическом госуниверситете поддержали курс с условием доработки, а коллеги из Московского городского педагогического университета выступили против. В сентябре УМО отклонило проект, однако новая версия появилась уже спустя два месяца. Сразу несколько членов УМО, пожелавших сохранить анонимность, заявили "Ъ", что в этот раз большинство, скорее всего, проголосует за "Православную культуру".
По закону учебный план школы на 70% состоит из обязательных предметов (в начальных классах — 80%). Как использовать оставшееся время, администрация решает сама с учетом мнения родителей. Часы можно потратить на дополнительные занятия по основным предметам, а можно ввести новые уроки — второй иностранный, астрономию и т. д. "Православная культура" претендует именно на это время. Курс разбит на три блока — для 1-4-х, 5-9-х и 10-11-х классов. Первый блок займет минимум 102 учебных часа. В первом классе разрешено изучать "Православную культуру" во внеурочное время, а вот дальше предмет предлагается ввести в расписание. Среди тем для изучения можно обнаружить "Во что верят православные христиане", "Добро и зло в православной традиции" и "Христианская семья". Авторы программы намерены добиваться "становления православных христианских ценностных ориентаций" у детей. А свои поступки ученики должны будут оценивать "на основе нравственных норм православной христианской традиции".
Для второго блока авторы "Православной культуры" воспользовались возникшей коллизией с логикой ведения предмета. С 1 сентября 2015 года Минобрнауки ввело в обязательную часть программы предметную область "Основы духовно-нравственной культуры народов России" (ОДНКНР), называя ее "логическим продолжением" курса "Основы религиозных культур и светской этики". Сначала обсуждалась возможность разделения курса ОРКСЭ на два года — и тогда он плавно перетек бы в среднюю школу — в ОДНКНР. Но этого так и не произошло, а конкретных предметов для нее так и не появилось. Теперь авторы предлагают заполнить эту описанную в законе предметную область курсом "Православная культура". Если это произойдет, то у родителей просто не будет альтернативы при выборе, пока не разработают другие курсы. В 5-9-х классах "Православная культура" претендует минимум на 175 часов (один урок в неделю), но "оптимальным" сроком называют 350 часов. Список тем для изучения занимает несколько страниц. Среди них действительно есть культурологические ("Сюжеты и образы Библии в русской и мировой культуре", "Православная храмовая архитектура" и т. д.), но большинство касается религиозного мировоззрения: "Православное христианское понимание смысла жизни человека", "Нравственная культура православной семьи", "Особенности нравственной культуры воина-христианина". Среди прочего школьнику предлагается изучить темы "Латинский прозелитизм на Руси" и "Искаженные толкования библейских текстов в литературе деструктивных сект". По мнению разработчиков курса, выпускник девятого класса обязан "знать названия семи Вселенских соборов и описывать принятые на них решения", "ориентироваться в православном календаре (месяцеслове)", "перечислять двунадесятые, переходящие и непереходящие православные праздники" а также "перечислять и описывать виды церковных звонов и колоколов". Результатами курса авторы считают "формирование мировоззрения на основе православной духовно-нравственной традиции" и "готовность к сознательному самоограничению в потреблении жизненных благ".
Для 10-11-х классов "Основы духовно-нравственной культуры народов России" уже не являются обязательными, но авторы все равно отводят "Православной культуре" минимум 70 часов (один урок в неделю) с возможностью расширения до 140. Авторы предлагают еще раз пройти изученный в 5-9-х классах материал, но "с большей детализацией". В итоге от выпускника школы ожидается "сформированность мировоззрения на основе православной духовно-нравственной культуры, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики".
"Это первый случай, когда федеральным экспертам предлагают дать оценку элективному курсу,— говорит собеседник "Ъ" из консультантов УМО.— Для понимания: это как потребовать от учителей пользоваться едиными федеральными программами для всех школьных кружков — от кройки и шитья до робототехники. То есть конкретно этот курс почему-то очень важен для чиновников". Он уточняет, что, хотя выбор конкретного курса внутри "Основ духовно-нравственной культуры народов России" и является делом школы, "в реальности все будет зависеть от политики Минобрнауки, а в регионах еще и от давления местных епархий".
В Минобрнауки не смогли оперативно ответить на запрос "Ъ". Представитель синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко) заявил "Ъ", что обязательного преподавания "Православной культуры" в рамках ОДНКНР не предполагается. "Программа должна ориентировать образовательные организации — там, где в этом есть потребность: как преподавать предметы в той части учебного плана, которая формируется школой исходя из потребностей законных представителей детей,— сказал он.— Это первый шаг к наполнению содержанием предметной области ОДНКНР". Говоря о содержании курса, он отверг предположения о нарушении конституционного положения о светском характере образования: "Не следует ставить знак равенства между светскостью и нерелигиозностью. Воспитание нравственности на основе традиционного для России православного мировоззрения в соответствии с предпочтениями законных представителей ребенка не противоречит ни отечественному законодательству, ни общемировой практике".
Мама ученицы одной из школ, где был запущен пилотный проект по изучению «Основы духовно-нравственной культуры народов России», Анастасия Кузина: «На обложке светского учебника “Истоки” — двое детей, которые зачем-то смотрят в бинокль на храм. Сам курс выглядит, мягко говоря, странно. Он посвящен семи “явлениям отечественной культуры и российского образа жизни”, которые вмещают в себя “идеалы и ценности”. И первое такое явление — соха. Я не шучу, вот некоторые из разделов учебника: “Соха и топор как основные орудия труда российского крестьянина: их традиционное устройство, варианты конструкций, трудовые операции…”».
Подробнее:
Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент у цьому розділі
Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент у цьому розділі
Это охуенно, я считаю. Нужно еще ввести обязательные предметы: научный путинизи и история ЕдРо.