Методика обучения
Я заметил что частенько люди слабо понимают как производится обучение студентов (отсюда много глупых споров) и разродился некоей запиской. Много недописано, много субъективного, но все же.
Итак в обучении инженера можно выделить следующие этапы:
1) Фундаментальное обучение
Читаются базовые курсы физика/химия/черчение и тп, занимают 1-3 курсы. Студенты еще дети.
Требования: сформировать у студента целостную картину мира
Требования к преподавателю: Умение хорошо, доступно и правильно рассказать тему. Правильно рассказать гораздо важнее общего уровня знаний – он все равно выше студенческого уровня. Идеальный преподаватель – учитель из университета.
Проблемы:
- Низкая подготовка абитуриентов, часто присутствуют существенные пробелы
- Большая неоднородность студентов, много дибилов
- Постепенное снижение часов на серьезные предметы, появление большого числа экологий/конституций и тп.
- Плохое состояние материальной базы
Радости:
- Существование стандартных отработанных курсов
Существующая ситуация: Хорошая. Студенты учатся, уровень преподавателей достаточен для нормального знания предметов. Есть самовоспроизводство преподавателей в институте.
1а) Специализированное фундаментальное
Читаются специальные базовые курсы ТОЭ/теормех и тп, занимают 2-3 курсы. Студенты еще дети но с проблесками.
Требования: дать студенту инструмент для работы по своей специальности
Требования к преподавателю: Умение хорошо, доступно и правильно рассказать тему. Знать практическое применение читаемых предметов, давать примеры, акцентировать на методике применения читаемых предметов. Идеальный преподаватель – работник НИИ.
Проблемы:
- Слабое знание преподавателями тонкостей применения предметов в современной практике, иногда неправильные акценты в курсах
- Постепенное снижение часов.
- Плохое состояние материальной базы
Радости:
- Существование стандартных отработанных курсов
- Все эти акценты легко доучиваются средним студентом
Существующая ситуация: Хорошая. Студенты учатся, уровень преподавателей достаточен для нормального знания предметов. Есть самовоспроизводство преподавателей в институте.
2) Инженерное обучение
Читаются специальные курсы станции/дизеля и тп, занимают 3-5 курсы. Студенты уже не дети.
Требования: рассказать как устроена техника и, самое главное, почему она устроена именно так в данной области. Почему ЛЭП330, а дизель четырехтактный. Это основной этап обучения.
Требования к преподавателю: Знать устройство и современное состояние техники, в курсе расставлять акценты на современные проблемы/решения. Умение хорошо, доступно и правильно рассказать тему менее важно. Идеальный преподаватель – инженер-конструктор.
Проблемы:
- Посредственная квалификация преподавателей, некая разорваность курсов.
- Слабое знание преподавателями современного состояния техники.
- Практически отсутствие современных примеров проблем и их решений, наличие примеров из далеких 30-х. Отсутствие акцентов, иногда вообще неправильные акценты в курсах.
- Постепенное снижение часов.
- Жуткое состояние материальной базы, нет ни-хре-на.
- Нет связи с производством, нет/мало практики.
Радости:
- Существование стандартных отработанных курсов 60-70х годов
- Есть много книг, в принципе студент может сам себя подтянуть за волосы.
Существующая ситуация: Посредственная. Студенты в целом получают знания но немного не такие, уровень преподавателей частенько не достаточен для нормального знания предметов. Нет самовоспроизводства нормальных преподавателей – институты закрыты для “не своих”.
3) Специальное обучение
Читаются дополнительные курсы электробезопасность/как работает станок и тп, занимают 4-5 курсы. Студенты почти инженеры.
Требования: рассказать как ставить муфту/лишать персонал премии/как считать нормочасы. Это вспомогательный этап обучения.
Требования к преподавателю: Знать современное состояние техники и производственных отношений, современные проблемы/решения. Умение хорошо, доступно и правильно рассказать практически не важно, кто захочет тот поймет. Идеальный преподаватель – инженер-эксплуатационщик.
Проблемы:
- Крайне низкая квалификация преподавателей, отсутствие продуманной системы курсов
- Полное незнание преподавателями современного состояния техники/производственных отношений.
- Отсутствие современных примеров проблем и их решений.
- Полный разрыв с производством.
- Жуткое состояние материальной базы, нет ни-хре-на.
Радости:
- Если студент подрабатывает по специальности то он немного может изучить сам.
Существующая ситуация: Жуткая. Студенты не получают этих знаний, преподаватели зачастую травят байки. Нет самовоспроизводства нормальных преподавателей и нет понимания что тут нужны приходящие производственники – институты держат такие ставки для “своих”.
Итоги: В целом ситуация стабильная, ничего катастрофичного нет. Студенты получают знания, немного не такие как следовало бы, но в целом весьма солидные. Серьезный пробел только с эксплуатацией техники и производственными отношениями.
Для настоящего времени (развал) для Украины/СНГ подготовка инженеров вполне достаточная, но потихоньку ухудшается. В случае интенсивного технического развития институты будут неспособны обеспечить производство инженерами.
Я заметил что частенько люди слабо понимают как производится обучение студентов (отсюда много глупых споров) и разродился некоей запиской. Много недописано, много субъективного, но все же.
Итак в обучении инженера можно выделить следующие этапы:
1) Фундаментальное обучение
Читаются базовые курсы физика/химия/черчение и тп, занимают 1-3 курсы. Студенты еще дети.
Требования: сформировать у студента целостную картину мира
Требования к преподавателю: Умение хорошо, доступно и правильно рассказать тему. Правильно рассказать гораздо важнее общего уровня знаний – он все равно выше студенческого уровня. Идеальный преподаватель – учитель из университета.
Проблемы:
- Низкая подготовка абитуриентов, часто присутствуют существенные пробелы
- Большая неоднородность студентов, много дибилов
- Постепенное снижение часов на серьезные предметы, появление большого числа экологий/конституций и тп.
- Плохое состояние материальной базы
Радости:
- Существование стандартных отработанных курсов
Существующая ситуация: Хорошая. Студенты учатся, уровень преподавателей достаточен для нормального знания предметов. Есть самовоспроизводство преподавателей в институте.
1а) Специализированное фундаментальное
Читаются специальные базовые курсы ТОЭ/теормех и тп, занимают 2-3 курсы. Студенты еще дети но с проблесками.
Требования: дать студенту инструмент для работы по своей специальности
Требования к преподавателю: Умение хорошо, доступно и правильно рассказать тему. Знать практическое применение читаемых предметов, давать примеры, акцентировать на методике применения читаемых предметов. Идеальный преподаватель – работник НИИ.
Проблемы:
- Слабое знание преподавателями тонкостей применения предметов в современной практике, иногда неправильные акценты в курсах
- Постепенное снижение часов.
- Плохое состояние материальной базы
Радости:
- Существование стандартных отработанных курсов
- Все эти акценты легко доучиваются средним студентом
Существующая ситуация: Хорошая. Студенты учатся, уровень преподавателей достаточен для нормального знания предметов. Есть самовоспроизводство преподавателей в институте.
2) Инженерное обучение
Читаются специальные курсы станции/дизеля и тп, занимают 3-5 курсы. Студенты уже не дети.
Требования: рассказать как устроена техника и, самое главное, почему она устроена именно так в данной области. Почему ЛЭП330, а дизель четырехтактный. Это основной этап обучения.
Требования к преподавателю: Знать устройство и современное состояние техники, в курсе расставлять акценты на современные проблемы/решения. Умение хорошо, доступно и правильно рассказать тему менее важно. Идеальный преподаватель – инженер-конструктор.
Проблемы:
- Посредственная квалификация преподавателей, некая разорваность курсов.
- Слабое знание преподавателями современного состояния техники.
- Практически отсутствие современных примеров проблем и их решений, наличие примеров из далеких 30-х. Отсутствие акцентов, иногда вообще неправильные акценты в курсах.
- Постепенное снижение часов.
- Жуткое состояние материальной базы, нет ни-хре-на.
- Нет связи с производством, нет/мало практики.
Радости:
- Существование стандартных отработанных курсов 60-70х годов
- Есть много книг, в принципе студент может сам себя подтянуть за волосы.
Существующая ситуация: Посредственная. Студенты в целом получают знания но немного не такие, уровень преподавателей частенько не достаточен для нормального знания предметов. Нет самовоспроизводства нормальных преподавателей – институты закрыты для “не своих”.
3) Специальное обучение
Читаются дополнительные курсы электробезопасность/как работает станок и тп, занимают 4-5 курсы. Студенты почти инженеры.
Требования: рассказать как ставить муфту/лишать персонал премии/как считать нормочасы. Это вспомогательный этап обучения.
Требования к преподавателю: Знать современное состояние техники и производственных отношений, современные проблемы/решения. Умение хорошо, доступно и правильно рассказать практически не важно, кто захочет тот поймет. Идеальный преподаватель – инженер-эксплуатационщик.
Проблемы:
- Крайне низкая квалификация преподавателей, отсутствие продуманной системы курсов
- Полное незнание преподавателями современного состояния техники/производственных отношений.
- Отсутствие современных примеров проблем и их решений.
- Полный разрыв с производством.
- Жуткое состояние материальной базы, нет ни-хре-на.
Радости:
- Если студент подрабатывает по специальности то он немного может изучить сам.
Существующая ситуация: Жуткая. Студенты не получают этих знаний, преподаватели зачастую травят байки. Нет самовоспроизводства нормальных преподавателей и нет понимания что тут нужны приходящие производственники – институты держат такие ставки для “своих”.
Итоги: В целом ситуация стабильная, ничего катастрофичного нет. Студенты получают знания, немного не такие как следовало бы, но в целом весьма солидные. Серьезный пробел только с эксплуатацией техники и производственными отношениями.
Для настоящего времени (развал) для Украины/СНГ подготовка инженеров вполне достаточная, но потихоньку ухудшается. В случае интенсивного технического развития институты будут неспособны обеспечить производство инженерами.