Пресс–релиз
Сегодня, 26 ноября 2015 года группа российских правозащитников обратилась в Главную военную прокуратуру РФ с заявлением о возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих руководство группировкой российских воздушно–космических войск в Сирии. Налицо все признаки преступления, предусмотренные статьей 293 УК РФ (Халатность), то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, и статьей 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями), то есть использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, выразившиеся в отдании приказа о снятии с военных воздушных судов, используемых в операции в Сирии, обязательных опознавательных знаков, запрета на использование позывных, принятых в российской военной авиации, ответов на запросы и предупреждения представителей турецких ВВС, что привело к невозможности идентификации СУ–24 как российского и принятия решения об уничтожении самолета. Среди подписантов Константин Селезнев, Валерий Отставных, Михаил Аншаков.
Заявители ссылаются на нормы международного и российского воздушного права, которые были грубо нарушены при осуществлении военной операции в Сирии с участием российских воздушно–космических сил.
В частности, вторжением военного самолета в воздушное пространство Турции были нарушены положения ратифицированной Россией Чикагской конвенции 1944 года, ст. 3 которой гласит: «никакое государственное воздушное судно Договаривающегося государства не производит полета над территорией другого государства и не совершает на ней посадки, кроме как с разрешения, предоставляемого специальным соглашением или иным образом, и в соответствии с его условиям». Одновременно были нарушены положения Воздушного кодекса РФ статьи 33 (Государственная регистрация и государственный учет воздушных судов), где содержится норма, предписывающая обязательный порядок регистрации всех государственных (военных) воздушных судов. Причем ст. 34 Воздушного кодекса РФ (Обозначения наносимые на воздушные суда) прямо предписывает иметь соответствующую маркировку: «На государственные воздушные суда наносятся знаки государственной принадлежности и учетные опознавательные знаки. 2) на воздушные суда государственной авиации, используемые для осуществления военной, пограничной, милицейской, таможенной служб, а также для выполнения мобилизационно–оборонных задач, — знаки государственной принадлежности, установленные Правительством Российской Федерации». Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2010 г. № 127 «О знаках государственной принадлежности на воздушных судах государственной авиации» в качестве обязательной маркировки государственных (военных) воздушных судов утверждены: «изображение пятилучевой звезды».
Тяжкие последствия данного инцидента являются по мнению заявителей следствием отдания преступных приказов ответственными должностными лицами министерства обороны РФ, осуществляющими руководство группировкой российский войск в Сирии. Налицо все признаки преступления, предусмотренные статьей 293 УК РФ (Халатность) и статьей 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями).
В связи с чем правозащитники просят Главную военную прокуратуру провести проверку по факту нарушения должностными лицами Министерства обороны, осуществляющими руководство проведением военной операции в Сирии, российского законодательства и принять решение о привлечении виновных к уголовной ответственности по ст. 293, 285 УК РФ и другим видам ответственности, предусмотренной законом, а также принять меры к устранению имевших место нарушений.
==Приложение 2
Главному военному прокурору
государственному советнику юстиции 1 класса
Фридинскому С. Н.
от Селезнева Константина Анатольевича
адрес:
Заявление
Здравствуйте, Сергей Николаевич.
24 ноября 2015 года из сообщений в средствах массовой информации стало известно, что над территорий Турции был сбит российский военный самолет СУ–24, принимавший в составе группировки российских войск участие в военной операции в Сирии. При этом один из пилотов погиб. В некоторых СМИ сообщается, что сбитый самолет:
— нарушил воздушное пространство Турции;
— не реагировал на предупреждения;
— не использовал в радиопереговорах позывных, принятых в российской военной авиации;
— не имел опознавательных знаков.
Очевидно, что если приведенные в СМИ сведения верны, то имеются признаки преступлений, предусмотренные статьями:
293 УК РФ (Халатность), то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе;
285 УК РФ (Злоупотребление должностными полномочиями), то есть использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, выразившиеся в отдании приказа о снятии с военных воздушных судов, используемых в операции в Сирии обязательных опознавательных знаков и запрета на использование позывных, принятых в российской военной авиации, а также ответов на запросы и предупреждения представителей турецких ВВС, что привело к невозможности идентификации СУ–24 как российского и принятию решения об уничтожении самолета.
Кроме того, были нарушены:
— положения ратифицированной Россией Чикагской конвенции 1944 года, ст. 3 которой гласит: «никакое государственное воздушное судно Договаривающегося государства не производит полета над территорией другого государства и не совершает на ней посадки, кроме как с разрешения, предоставляемого специальным соглашением или иным образом, и в соответствии с его условиям»;
— положения Воздушного кодекса РФ статьи 33 (Государственная регистрация и государственный учет воздушных судов), где содержится норма, предписывающая обязательный порядок регистрации всех государственных (военных) воздушных судов.
— положения Воздушного кодекса РФ статьи 34 (Обозначения наносимые на воздушные суда), где записано :
«На государственные воздушные суда наносятся знаки государственной принадлежности и учетные опознавательные знаки.
2) на воздушные суда государственной авиации, используемые для осуществления военной, пограничной, милицейской, таможенной служб, а также для выполнения мобилизационно–оборонных задач, — знаки государственной принадлежности, установленные Правительством Российской Федерации». Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2010 г. № 127 «О знаках государственной принадлежности на воздушных судах государственной авиации» в качестве обязательной маркировки государственных (военных) воздушных судов утверждены: «изображение пятилучевой звезды».
На мой взгляд, необходима тщательная проверка указанных сообщений СМИ. Если они верны, то этот инцидент является следствием преступных приказов ответственных должностных лиц министерства обороны РФ, осуществляющих руководство группировкой российский войск в Сирии. А именно,
сокрытие обязательных для военных воздушных судов опознавательных знаков;
запрет на использование позывных, принятых в российской военной авиации, ответов на запросы и предупреждения представителей турецких ВВС;
санкционирование данными лицами режима полетов, при котором допускалось нарушение границ воздушного пространства Турции.
На основании вышеизложенного прошу:
— Провести проверку по факту нарушения должностными лицами Министерства обороны, осуществляющими руководство проведением военной операции в Сирии, российского законодательства.
— Принять решение о привлечении виновных к уголовной ответственности по ст. 293, 285 УК РФ и другим видам ответственности, предусмотренной законом.
— Принять меры к устранению имевших место нарушений закона должностными лицами Министерства обороны при осуществлении военной операции в Сирии.
Селезнев Константин Анатольевич
==
Ваше сообщение принято под номером ID 973300 и будет рассмотрено в установленном порядке.
==
Ваше обращение успешно отправлено в органы военной прокуратуры.
Вашему обращению присвоен регистрационный номер — 41863