Теракты в Брюсселе и Турции: вызовы для Харькова

Статус: Offline
Реєстрація: 31.07.2006
Повідом.: 16750
Непрекращающиеся бои и обстрелы по всей линии разграничения на Донбассе, активизация террористов в Турции, потрясшие Европу взрывы в Брюсселе, а также резкая эскалация в Нагорном Карабахе делают очень актуальным вопрос – как всё это может отразиться на ситуации в Украине, и насколько защищен Харьков?

Все помнят зиму 2015 г., когда в Харькове погибли люди. Также мы помним весну 2014 г. и состояние полнейшей неопределенности. Никто в здравом уме не хочет повторения тех событий. Что изменилось за прошедшее время с точки зрения внешней конъюнктуры и внутренней готовности противостоять агрессии?

Харьков принял меры

За минувший год уровень прямой террористической угрозы в Харькове значительно снизился, чему способствовал целый ряд факторов.

Во-первых, усилился контроль на границе с Россией. Проблемы там есть, и немало. Но принятые меры и общее снижение трафика объективно работают на ситуативное уменьшение рисков.

Во-вторых, стабилизировался поток людей через линию разграничения в зоне АТО. Что также сыграло в лучшую сторону.

В-третьих, серьезную работу проводят силовики в плане остановки потока оружия. К ним можно предъявлять претензии, однако результаты есть. Только один показатель – количество гранат, изъятых в ходе разного рода профилактических и розыскных мероприятий в 2015 г., перевалило за тысячу. Изъяты сотни единиц стрелкового оружия, тысячи боеприпасов, взрывчатка. Среди экзотики – артиллерийские снаряды и огнемёт.

Т.е., фильтрационные мероприятия дают определенный эффект. Очевидно, что полностью перекрыть поток оружия из зоны АТО крайне сложно. Но эта деятельность продолжается.

В-четвертых, спецслужбы неплохо отработали по сетевым организациям и отдельным ячейкам, представлявшим угрозу. Кто-то задержан, кто-то профилактирован.

В-пятых, повысился уровень технического оснащения правоохранителей, развиваются сети видеонаблюдения. Технические новации в комплексе с агентурной работой дают возможность работать на упреждение. ДРГ террористов встречают и ведут, по науке отрабатывая все нюансы.

Из сопутствующих факторов следует отметить, что проблемы в экономике и социальной сфере радикализируют общество. Раскачивание политической ситуации создает дополнительные предпосылки для акций с целью дестабилизации. Но эта проблема касается всей страны и неизвестно, где случится прорыв – в Киеве, в Одессе, в «янтарных республиках»…

В целом, выводы следующие:

- с точки зрения системных рисков терроризма, Харьков сейчас - не более опасный город, чем Киев;
- полностью исключить акции, подобные атаке на магазин «Рошен», нельзя. Поэтому расслабляться не стоит;
- в целом конъюнктура для города ухудшается, поскольку растёт напряжение внутри Украины и вокруг неё.

Европейско-турецкий контекст

Атака на Брюссель и непрекращающиеся теракты в Турции повышают ставки в отношениях с Россией.

Западная Европа психологически не готова к такой интенсивной агрессии на своей территории. Шоком для европейцев является то, что террористами являются не беженцы, а граждане ЕС. Т.е., опасность может подстерегать повсюду. Премьер Бельгии открытым текстом говорит, что следует ожидать новых терактов.

Естественно, сейчас спецслужбы придут в тонус, начнутся профилактические мероприятия. Но на повестке дня останется вопрос, который активно навязывают европейской общественности: если источник терроризма – радикальные исламисты, оплотом которых является ИГИЛ, то нужно лечить причину. А для этого хороши все союзники. Россия, готовая отправить войска в любую точку, преподносится агентами влияния Кремля как такой союзник.

Тезис о сотрудничестве с Россией в сфере борьбы с терроризмом активно прокачивается на Западе. Европейскому обывателю сложно разобраться в нюансах. Он в массе не знает фактов о том, кто способствовал переброске беженцев в Европу, кто бомбит не ИГИЛ, а оппонентов Асада, кто с советских времен холил и лелеял сеть подрывных организаций в Турции.

Уже сейчас в Европе активно звучат голоса, что надо заняться своими проблемами и не умножать их конфронтацией с Россией. Кремль через своих ручных спикеров а-ля депутат Госдумы Сергей Марков прямо посылает сигнал Берлину – меняйте политику, или будет хуже. Эскапады Жириновского лишь подчеркивают общий настрой.

Теракты и эскалация в Нагорном Карабахе может стать еще одним элементом напряжения, который заставит Турцию отвлечься от Сирии. Иран будет искать свою выгоду, равно как и Саудовская Аравия, которая уже ведёт войны в Йемене. Весь Ближний Восток окажется в зоне турбулентности.

Таким образом, не вдаваясь в теории по поводу российского участия в активизации террора, общий контекст ситуации таков, что украинский вопрос для Европы выпадает из фокуса. В этот момент Кремль может воспользоваться ситуацией, чтобы усилить давление на Украину с целью вынудить Киев к фактической капитуляции (выборы на Донбассе при сохранении контроля РФ, исключения Крыма из повестки, и т.д.).

К чему готовиться

Реальные факты, которые дискредитируют правоохранительную систему и спецслужбы, а также искусственное усиление негатива в публичном пространстве за счет манипуляций, критически снижают доверие людей к силовикам. На этом фоне теракты могут стать серьезным фактором дестабилизации, которая крайне необходима Кремлю для смены власти в Украине на более сговорчивую.

Настроения в обществе красноречивы – единичные факты насилия уже не вызывают острой реакции, однако их накопление (в т.ч. – на фоне роста преступности) создает почву для обвинений власти в неспособности контролировать ситуацию.

Недавние инциденты (фаер, брошенный у дома нардепа Виктории Войцицкой; эпизод с нардепом Владимиром Парасюком) не вызвали значительного резонанса отчасти потому, что касались политиков. Если пострадают простые люди, это может стать началом интенсивной кампании с целью «обуздать радикалов» и добиться «мира любой ценой».

Технически и организационно Харьков готов встретить угрозу на уровне прошлого года. В этом плане ситуация будет даже получше, чем во многих других регионах. Вопрос только в том, насколько масштабной будет новая угроза, и насколько изощренные методы будут использоваться противником.

Сейчас важнейшая задача власти – осуществлять качественную коммуникацию с обществом. Потому что за каждой возможной диверсией будет следовать мощная информационная волна.

Люди должны четко понимать, кто является врагом, и кто заинтересован устроить в Харькове пожар. Необходимы сигналы, которые создадут уверенность, что наши спецслужбы и военные начеку.

Харьковчане должны знать, что у нас нет идеологических террористов. Диверсии могут быть только плодом усилий агентов российского влияния либо наёмников, которым все равно. Среди последних могут быть и жители региона, так или иначе мотивированные заказчиками.

Если каждая возможная атака или угроза атаки на мирный Харьков будет объединять людей для защиты своего дома – значит, все усилия врага будут бессмысленны. Наоборот – если люди поддадутся панике, если провокаторам удастся раскачать ситуацию, цель террористов будет достигнута. И всякий раз, когда нужно будет вынудить харьковчан к тому или иному поведению, будут применяться теракты.

Жители региона должны усвоить – Путин идет практически ва-банк. Поток компромата в западных СМИ, дамоклов меч отчета по сбитому из российского «Бука» боингу, сигналы о готовности организовать трибунал для российского руководства – лишают его маневра. В самой России накапливаются кризисные явления. Спокойных мест просто не осталось. И сохранить мир в Харькове можно только за счет твёрдой единой позиции горожан.

Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент у цьому розділі
 
Назад
Зверху Знизу