Под словом «содержание» Вы наверно подразумеваете сюжет, придуманный драматургом? Мне скучны любые человеческие фантазии. Как-то два южных чечёточника закончили выступление одновременным поворотом лица к зрителю. Я представил, как они пол ночи репетировали синхронность, чтобы удивить меня «находкой». Самых навороченных изысков в мире, как грязи, а всё «содержание», как правмло, о «себе любимом». Подавляющее большинство современных постановок вынуждают зрителя блуждать лабиринтами психических ощущений хореографа. И чем неадекватней психика постановщика, тем больше восторг зала. На человеческое творчество мне жаль времени. Любой мастер знает – настоящее искусство начинается там, где кончается сознание.
Мне неинтересно любое дело, если оно не «ведёт к храму». Даже постель тогда настоящая, когда она путь к Создателю.
Цель создания моего балета абсолютно конкретна – возродить исконный храмовый танец, существовавший тысячи лет, где движение является методом познания Творца. Способ познания прост – всё гениальное искусство написано под диктовку Творца. Люди это называют «вдохновением». Задача моей танцовщицы – отслеживать чувства Творца, материализованные музыкантом в звуках. Наблюдая свой балет, я на порядок яснее открываются многие произведения. Специально воспитанная балерина, собственным прочтением, как бы выполняет основную часть работы по осмыслению сути. Даже её ошибки идут в плюс - «о! стратила! здесь по-другому надо». Конечно, восприятие моего балета требует от зрителя напряжения - самостоятельного осмысления сложной музыки, сравнения собственного восприятия с прочтением балерины. Без этой работы действо и воспринимается как бессмысленное – «хорошо только выступающему».
«Содержание» моего балета - это познание чувств Создателя, экранизация сюжетов Создателя. Это сложно. Далеко не всегда балерина, воспитанная в окружении «нашей» культуры, справляется с этим. Но сама её внутренняя попытка мне более интересна, чем любые внешне эффектные навороты «китайских цирков» на балетной сцене, и примитивненькие сюжетики. Музыка Чайковского на порядок глубже любого человеческого сюжета. А по поводу уровня бытующих «содержаний» - назовите мне постановку Щелкунчика, где поднимается вопрос о том, кто есть Мышиный король? И почему уже несколько десятилетий финал отличается от изначального?
«Дискотека»? Один из журналистов нас спросил: «Так что, любая пиджейка – это ваш балет?»
Читают все. Только одни комиксы, другие «Братьев Карамазовых». Смотрят все. Только одни Тарковского, другие – мыльные сериалы. Любая женщина от рождения способна самостоятельно танцевать. Вопрос - под что?
Выбор музыки – имеет не формальное, а цивилизационное отличие. Я с радостью закрою свой балет, как выполнивший задачу, когда на дискотеках наши девчонки станут способны самостоятельно танцевать под Рахманинова.
Спасибо за дельный вопрос.