под религией я понимаю умилостивление и
умиротворение сил, стоящих выше человека, сил, которые, как считается, направляют и
контролируют ход природных явлений и человеческой жизни. Религия в таком понимании состоит
из теоретического и практического элементов, а именно из веры в существование высших сил и из
стремления умилостивить их и угодить им. На первом месте, конечно, стоит вера, потому что,
прежде чем угождать божеству, надо верить в его существование. Но если религия не ведет к
религиозному образу действий, это уже не религия, а просто теология, так как, по выражению
святого Иакова, «одна вера без дел мертва». Другими словами, тот, кто не руководствуется хоть в
какой-то мере в своем поведении страхом перед богом или любовью к нему, тот нерелигиозен.
в религии заложена, во-первых, вера в существование сверхъестественных существ, вовторых, стремление снискать их благосклонность, это предполагает, что ход природных событий в
какой-то мере эластичен и изменчив и что можно уговорить или побудить всемогущие
сверхъестественные существа для нашей пользы вывести его из русла, в котором он обычно
протекает. Предположение об эластичности и изменяемости природы прямо противоречит
принципам магии и науки, которые считают, что природные процессы жестки и неизменны в
своем течении, поэтому их невозможно вывести из своего русла ни уговорами и мольбами, ни
угрозами и запугиванием. Различие между этими двумя соперничающими мировоззрениями
зависит от ответа на следующий принципиально важный вопрос: носят ли управляющие миром
силы сознательный и личный или бессознательный и безличный характер? Стремясь к
умиротворению сверхъестественных сил, религия признает за богами сознательный и личный
характер. Всякое умиротворение подразумевает, что умиротворяемое существо является
сознательным и личным, что его поведение несет в себе какую-то долю неопределенности и что
рассудительным обращением к его интересам, склонностям и эмоциям его можно убедить изменить свое поведение. Умиротворение никогда не применяется к вещам, которые считаются
неодушевленными, и к лицам, поведение которых в конкретных обстоятельствах известно с
абсолютной точностью. Так что религия — поскольку она предполагает, что миром управляют
сознательные агенты, которых можно отвратить от их намере73
ний путем убеждения, — фундаментально противоположна магии и науке. Для последних само
собой разумеется, что ход природных процессов определяют не страсти или причуды личных
сверхъестественных существ, а действие неизменных механических законов.